Дети под музыку марша (любая) входят в зал, украшенный рисунками и иллюстрациями на противопожарную тематику. Педагог обращает внимание детей на украшенные стены зала.
Ведущий: Ребята, мы, кажется, попали на выставку. Посмотрите, здесь иллюстрации и рисунки на тему «Добрый и злой» огонь, и к уже знакомым произведениям. Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Дети садятся на места.
Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду читать вам отрывки из литературных произведений, а вы должны вспомнить, из какого произведения они и кем написаны?
Внимательно слушай, вникай.
Правильно ты на вопрос отвечай.
Из каких произведений эти строки? Кто автор?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.
(К. Чуковский «Путаница»)
Одна из внучек, Маша (ей было три года, открыла печку, нагребла угольев и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть.
(Л. Толстой «Пожар»)
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросенок с решетом
И козел – с фонарем.
(С. Маршак «Кошкин дом»)
… Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне
Он окошко открывает
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними – воробей.
(С. Михалков «Дядя Степа»)
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
(С. Маршак «Пожар»)
А кого еще спас пожарный Кузьма? (кошку)
Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт –
Вот и маленький костер.
(Г. Остер «Вредные советы»)
Часто бывает, что при пожаре в многоэтажных домах остаются дети, и их трудно освободить, потому что они от испуга прячутся и молчат, а из-за дыма их нельзя рассмотреть. В этой ситуации в Лондоне используют специально обученных собак.
Собаки эти живут с пожарными, и, когда загорится дом, пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей: ее звали Боб.
(Л. Толстой «Пожарные собаки»)
Дети дают ответы.
Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем игру с шариком. Дети становятся в круг, ведущий берет в руки красный воздушный шар и начинает стихотворную сроку, которую должен закончить тот ребенок, которому передали шар. Если он ответит неправильно или будет медлить, его попросят выйти из круга, а шар передать ведущему.
Ведущий: Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
1 ребенок:… пожар. (Передача шара)
Ведущий: Раз, два, три, четыре
У кого пожар в …
2 ребенок: … в квартире. (Передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил …
3 ребенок: … утюг (Передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками …
4 ребенок: … играл. (Передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …
5 ребенок:. газом? (Передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…
6 ребенок: … траву. (Передача шара)
Ведущий: Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые…
7 ребенок: … предметы? (Передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин:
Этот номер …
8 ребенок: … «01» (Передача шара)
Ведущий: Дым увидел – не зевай.
И пожарных…
9 ребенок: вызывай. (Передача шара)
Дети садятся на свои места. Входит Баба-Яга, в руках у нее письмо с вредными советами.
Баба-Яга: Вот посмотрите, что я вам принесла. Я именно так и поступаю.
Ведущий: Давай, Баба-Яга, посмотрим. Разве можно так поступать, ребята. Дети отвечают. Давайте мы ее научим. А теперь мы расскажем Бабе-Яге, как нужно себя вести при тех или иных обстоятельствах. Ведущий показывает большие картинки. А дети отвечают.
Считалка.
Если же стряслась беда
Не теряйся никогда –
Действуйте умело!
Нужно «01» набрать
И пожарных вызывать!
Знает каждый гражданин:
Пожарный номер «01».
Сценка с вызовом пожарных.
1 ребенок: Подходит к телефону, набирает 01.
- Алло. Пожарная часть?
2 ребенок: Поднимает трубку.
-Да, пожарная часть. Что случилось?
1 ребенок: У меня загорелся утюг. Спасите, ПОМОГИТЕ!
2 ребенок: Ваш адрес?
1 ребенок: Улица Цветочная, дом 5, подъезд 1, этаж 6, квартира 21.
2 ребенок: Сейчас выезжаем! Вбегает ребенок – пожарный и «тушит пожар»
Ведущий: Ребята. А сейчас мы поиграем в игру на внимание «Это я, это я, это все мои друзья! ». После каждого четверостишия, если вы согласны, что нужно поступать так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья! », а если вы не уверенны, что действия правильны. Хлопайте в ладоши.
Ведущий: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Дети хлопают в ладоши.
Ведущий: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущий: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел!
Дети хлопают в ладоши.
Ведущий: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущий: Итак, ребята, огонь – это польза: дает нам тепло и возможность приготовить пищу. А еще огонь – вред: если неправильно с ней обращаться, может случиться беда – пожар.
Есть такая профессия, которая считается самой опасной, - это «хозяин огня», «укротитель огня». Как она зовется? (Пожарник) .
Правильно. Как в настоящем бою, пожарные несут тяжелые потери в борьбе с огнем, постоянно живут напряженной, полной тревог и опасностей жизнью. Это высококвалифицированная служба с системой сигнализации, с мощными пожарными машинами. Насосными установками. Со специальными теплозащитными костюмами. Необходимо уважать их профессию.
Ведущий: А какими качествами должен обладать пожарник?
Дети: Смелостью, ловкостью, внимательностью, смекалкой.
Ведущий: А вот мы сейчас и проверим: какие у нас получатся пожарники.
Выходят трое детей и читают стихи.
1 ребенок: На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет.
2 ребенок: Вой пронзительной сирены
Может оглушить
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить.
3 ребенок: И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь!
Игра «Найди ленту»
Дети расходятся по залу. Ищут ленты (красные и желтые) – «языки пламени». После того, как все выполнили задание, дети делятся на две команды: «Красные» и «Желтые». Ленточки выполняют сигнальную функцию, завязываются на руке или голове ребенка.
Ведущий: Это для вас легкое задание. А теперь потруднее.
Игра-эстафета: «Кто быстрее проползет через тоннель»
Дети проползают в тоннеле, обегают стойку и возвращаются к своей команде. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание.
- А теперь мы посидим, на огонь мы поглядим!
Дети садятся. Выходят дети, которые исполняют танец-пластику «Добрый огонь» с лентами. После танца выходит ребенок и читает стих:
Пусть мы маленького роста,
Только рост здесь ни при чем!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнем!
Игра-эстафета: «Мы - пожарные» (с водой) .
Ребенок набирает воду проходит через обруч, перешагивает через палки в большое ведро («очаг пожара», обегает стойку и с пустым ведром бежит к другому участнику, передает эстафету. Побеждает команда, первая и правильно выполнившая задание.
Игра-эстафета: «Тушение пожара» (песком) .
Дети забрасывают мешочки с песком в корзину – «очаг пожара». Побеждает команда, забросившая большое количество мешочков.
Игра-эстафета: «Спасение пострадавших».
Дети бегут парами в обруче. Добежать до пострадавшего и вернуться с ним в «безопасное место». На следующем этапе пострадавший становится спасателем и возвращается назад за следующим игроком. Побеждает команда, переправившая в «безопасное место» всех игроков.
ИТОГ:
Ведущий: Сегодня мы с вами говорили о добром и злом огне.
Пожар-это страшная беда. Его легче избежать, чем потушить.
Мы узнали правила обращения с огнем. Мы были пожарными, готовыми прийти на помощь. Будьте осторожны с огнем! Давайте всем взрослым и детям напомним, куда надо обращаться в случае пожара!
Дети: Если же стряслась беда
Не теряйтесь никогда-
Действуйте умело!
Нужно «01» набрать
И пожарных вызывать!
Знает каждый гражданин:
Пожарный номер «01».